Я сейчас буду воображать себя старой и видавшей виды дамой) А зря, но мне все равно до сих пор приятно вспоминать об этом)
Мой знакомый, он же не безызвестный Кирилл, смотался тут на днях стопом в Минск. Тираду о том, как я хочу в Минск мы опустим. Когда я спросила его, что он там делал, одним из ответов было:"Бухал березовый сок". В процессе выянилось, что сок он пил впервые и особого впечатления тот не него не произвел...
Ну а что я могу сказать? Я могу написать только то, что 5 или больше вёсен подряд своего детства я до сих пор помню как одни из самых лучших. Казалось бы, ну а что такого? Ну пошел ты березы дырявить, ну собрал ты сока... А нет, этобы целый ритуал и океан эмоций.
Начиналось все с того, что в какое-то воскресение семья просыпалась в 8 утра хотя все и так не позже 9-ти встают обычно, собирала кучу сумок, пакетов, банок, соломинок, которые брались из воздуха,мячей, чтобы было не скучно ждать, пока банки наполнятся, ножей, а самое главное, меня разоряли на какое-то дикое количество пластилина. И мне обидно не было! Потому что я знала, что потом буду пить березовый сок и все те не сделанные фигурки окупятся с лихвой.
После масштабных сборов и укутывания в куртку и дурацкие резиновые сапоги я их до сих пор не люблю надевать)) мы шли на улицу, вставали по середине нашего огромного двора, и ждали, пока придут остальные участники похода. Телефона у нас не было и за день до паломничества мамы или папы договаривались о встрече.
Обычно в отряд сборщиков сока входило 3 семьи, Мои тогда лучшие друзья и их родители. Шли мы по нашим детским меркам очень долго и далеко. Мы шли через близлежащие дворы, по дороге вдоль поля, казалось, безразмерного масштаба, вдоль такого знакомого нам Леса, который сейчас является всего лишь лесопосадкой, переходили бешеное шоссе, на котором никогда не было перехода и приходилось перебегать на другую сторону, пока на тебя вдалеке несется машина, и заходить в другой Лес, уже не такой знакомый и намного более недоступный чем тот, в котором ты гулял каждый день.
Как раз этот Лес ты не знал от слова вообще и, с высоты возраста казалось, что существует реальная возможность заблудиться, но страшно не было) Ты заходишь по протоптанной тропинке в гущу Леса, по привычке говоришь ему, просто из вежливости, потому что тебя всегда так учили: "Здравствуй, Лес!"- хоть ты его и не знаешь и слегка опасаешься, а потом сходишь в непонятном направлении и попадаешь в какие-то овраги, кусты и заросли. Вот тут-то и начинается самое интересное. Охотников на березы каждую весну было предостаточно и загвоздка была в том, чтобы найти березы или же без пластилина на коре, или с пластилином, но прилепленным достаточно низко, чтобы была возможность продырявить кору выше, либо без банок под деревом.
Ты брал родителя за руку и подводил его к березе. Тот делал в коре дырочку, давал тебе трубочку и кусок пластилина. Надо было вставить соломинку так, чтобы весь сок из коры просачивался в трубочку, а потом по каплям стекал вниз в банку. Ты вставлял трубочку, ждал до тех пор, пока не становилось ясно, что ты молодец и вставит соломинку правильно и быстро-быстро бежал за банкой, пока бедная береза впустую не растратила весь свой сок. Всегда было оооочень страшно, что береза иссякнет и нечего будет пить потом. Ставил банку и уходил искать следующее дерево.
Когда банки заканчивались, можно было бегать по первым и мерить, сколько сока уже накапало. Или же смотреть на медленно растущие капли сока на трубочке. Иногда можно было совершать диверсию, брать пластиковый стаканчик или стаканчик от термоса и стоять ждать пока накапает хотя бы немного в него, а потом выпивать и радоваться, что завтра утром у тебя будет уже куча такой вкуснятины.
Когда надоедало возиться с березами, можно было дойти до друзей, погонять мяч, а лучше залезть на какое-нибудь очередное дерево и там попрыгать. А еще можно было найти сухих палок и пытаться разжечь свой детский костер, независимый, подальше от костра взрослых. Но чаще, конечно, все возились в грязи, били березовый сок из стаканчиков и лезли на дерево. Также в почте был поиск сонных лягушек. Было большой удачей, если в какой-нибудь луже тебе удавалось поймать лягушку, потому что они только начинали просыпаться. Всегда боялись на них невзначай наступить, жалко же... Да и потом, никому не хочется, чтобы лишний раз шел дождь*. Пахло талым снегом, мокрой землей я считаю этот запах лучшим в мире, вкуснее запаха мокрой земли не может быть ничего), свежестью, весной и лесом. Сквозь деревья проглядывало голубое небо, а ты был закутан в куртку, тебе было тепло и ты пил березовый сок.
Ближе к 3 часам дня банки наполнялись и их надо было забирать. Тебе снова приходилось совершать рейд по березам. Самое проблематичное было вспомнить где именно располагались эти березы, и какие из них твои, а какие твоих друзей. Тебе выдавали кусок пластилина и ты шел на поиски. находил нужную березу, вынимал трубочку, высасывал из нее остатки сока, прилеплял на место дырки пластилин. да так, что бы не дайте боги ничего не просачивалось, брал заветную банку и аккуратно, словно сокровищ, нес ее к родителям, чтобы те закрыли ее крышкой и положили в огромную сумку.Потом процедура повторялась. Иногда ты находил не заклеенные березы и с возмущением на извергов, дураков и вообще злых людей заклеивал ее. Ей же больно! Вот проткнут тебе палец ножом и будут кровь цедить. Понравится? А пластилин воспринимался эквивалентом вселечащего пластыря.
Дорога назад обычно не запоминалась, как и не запоминался момент того, как тебе дома на следующее утро выдавали стакан березового сока, свежего, с опилками и мелкими листочками, которые нападали в банку пока цедился сок. Но я отлично помню, что березовый сок был всегда самым вкусным. Он не был похож ни на один другой сок. Он был особенным, сладковатым, с привкусом березы и еще чего-то неуловимого, чему я до сих пор не могу найти определение.Это был самый волшебный сок, самый желанный и самый редкий. Ты не могу купить его в магазине, чтобы его достать тебе приходилось добывать его самому.
Я до сих пор удивляюсь, что остаются люди моего возраста, которые никогда не пробовали березовый сок. Для меня он всегда был чем-то неотъемлемым, чем-то определяющим весну, так же как цветы ландышей, растущих по всему нашему Лесу определяли начало лета. Лета внутреннего. И весна была тоже внутренней, своей, чистой. Я так же удивляюсь, что люди не ценят березовый сок и для меня удивительно, что для них он просто "подслащенная водичка". Это ни кому не в укор, просто у меня диаметрально противоположное видение этого. Я забываю, что не все ходили с родителями за березовым соком. Поэтому меня так удивляет тот факт, что люди не реагируют на словосочетание "березовый сок", как на нечто сверхестественное, и у них не загораются глаза, в голове не всплывают образы, и они не чувствуют эти запах и ощущение весны.
_____________________________________
* - кто не помнит или не знает, то была такая детсткая примета, что если наступишь на лягушку и раздавишь ее, то обязательно пойдет дождь в ближайшие дни.